Информация


Programm.ws - это сайт, на котором вы можете почитать литературу по языкам программирования, а так-же посмотреть примеры работающих программ на С++, ассемблере, паскале и много другого..

Программирование — в обычном понимании, это процесс создания компьютерных программ.
В узком смысле (так называемое кодирование) под программированием понимается написание инструкций — программ — на конкретном языке программирования (часто по уже имеющемуся алгоритму — плану, методу решения поставленной задачи). Соответственно, люди, которые этим занимаются, называются программистами (на профессиональном жаргоне — кодерами), а те, кто разрабатывает алгоритмы — алгоритмистами, специалистами предметной области, математиками.
В более широком смысле под программированием понимают весь спектр деятельности, связанный с созданием и поддержанием в рабочем состоянии программ — программного обеспечения ЭВМ. Более точен современный термин — «программная инженерия» (также иначе «инженерия ПО»). Сюда входят анализ и постановка задачи, проектирование программы, построение алгоритмов, разработка структур данных, написание текстов программ, отладка и тестирование программы (испытания программы), документирование, настройка (конфигурирование), доработка и сопровождение.

Глава 9. Графические примитивы

Как задать шрифт

Объекты класса Font хранят начертания (glyphs) символов, образующие шрифт. Их можно создать двумя Конструкторами:

  • Font (Map attributes) — задает шрифт с заданными аргументом attributes атрибутами. Ключи атрибутов и некоторые их значения задаются константами класса TextAttnbute из пакета java.awt.font. Этот конструктор характерен для Java 2D и будет рассмотрен далее в настоящей главе.
  • Font (String name, int style, int size) — задает Шрифт ПО имени name, со стилем style и размером size типографских пунктов. Этот конструктор характерен для JDK 1.1, но широко используется и в Java 2D в силу своей простоты. 

Типографский пункт в России и некоторых европейских странах равен 0,376 мм, Точнее, 1/72 части французского дюйма. В англо-американской системе мер пункт равен 1/72 части английского дюйма, 0,351 мм. Этот-то пункт и применяется в компьютерной графике.

Имя шрифта name может быть строкой с физическим именем шрифта, например, "Courier New", ИЛИ одна ИЗ строк "Dialog", "Dialoglnput",' "Monospaced", "Serif", "SansSerif", "Symbol". Это так называемые логические имена шрифтов (logical font names). Если name == null, то задается шрифт по умолчанию.

Стиль шрифта style — это одна из констант класса Font:

  •  BOLD — полужирный; 
  • ITALIC — курсив;
  • PLAIN — обычный.

Полужирный курсив (bolditalic) можно задать операцией побитового сложения, Font. BOLD | Font. ITALIC, как это сделано в листинге 8.3.

При выводе текста логическим именам шрифтов и стилям сопоставляются физические имена шрифтов (font face name) или имена семейств шрифтов (font name). Это имена реачьных шрифтов, имеющихся в графической подсистеме операционной системы.

Например, логическому имени "Serif" может быть сопоставлено имя семейства (family) шрифтов Times New Roman, а в сочетании со стилями — конкретные физические имена Times New Roman Bold, Times New Roman Italic. Эти шрифты должны находиться в составе шрифтов графической системы той машины, на которой выполняется приложение.

Список имен доступных шрифтов можно просмотреть следующими операторами:

Font[] fnt = Toolkit.getGraphicsEnvironment.getAHFonts(); 

for (int i = 0; i< fnt.length; i++)

   System.out.println(fnt[i].getFontName());

В состав SUN J2SDK входит семейство шрифтов Lucida. Установив SDK, вы можете быть уверены, что эти шрифты есть в вашей системе.

Таблицы сопоставления логических и физических имен шрифтов находятся в файлах с именами

  • font.properties; 
  • font.properties.ar; 
  • font.properties.ja; 
  • font.properties.ru.

и т. д. Эти файлы должны быть расположены в JDK в каталоге jdkl.3\jre\lib или каком-либо Другом подкаталоге lib корневого каталога JDK той машины, на которой выполняется приложение.

Нужный файл выбирается виртуальной машиной Java по окончании имени файла. Это окончание совпадает с международным кодом языка, установ-

ленного в локали или в системном свойстве user.language (см. рис. 6.2). Если у вас установлена русская локаль с международным кодом языка "ru", то для сопоставления будет выбран файл font.properties.ru. Если такой файл не найден, то применяется файл font.properties, не соответствующий никакой конкретной локали.

Поэтому можно оставить в системе только один файл font.properties, переписав в него содержимое нужного файла или создав файл заново. Для любой локали будет использоваться этот файл.

В листинге 9.1 показано сокращенное содержимое файла font.propeities.ru из JDK 1.3 для платформы MS Windows.

Листинг 9.1. Примерный файл font.properties.ru :

# %W% %E%

# Это просто комментарии

# AWT Font default Properties for Russian Windows

#

# Три сопоставления логическому имени "Dialog": 

dialog.0=Arial,RUSSIAN_CHARSET

dialog.l=WingDings,SYMBOL_CHARSET,NEED_CONVERTED 

dialog.2=Symbol,SYMBOL_CHARSET,NEED_CONVERTED

# По три сопоставления стилям ITALIC, BOLD, ITALIC+BOLD: 

dialog.italic.0=Arial Italic,RUSSIAN_CHARSET 

dialog.italic.l=WingDings,SYMBOL_CHARSET,NEED_CONVERTED 

dialog.italic.2=Symbol,SYMBOL_CHARSET,NEED_CONVERTED

dialog.bold.0=Arial Bold,RUSSIAN_CHARSET

dialog.bold.l=WingDings,SYMBOL_CHARSET,NEED_CONVERTED

dialog.bold.2=Symbol,SYMBOL_CHARSET,NEED_CONVERTED

dialog.bolditalic.0=Arial Bold Italic,RUSSIAN_CHARSET 

dialog.bolditalic.l=WingDings,SYMBOL_CHARSET,NEED_CONVERTED 

dialog.bolditalic.2=Symbol,SYMBOL_CHARSET,NEED_CONVERTED

# По три сопоставления имени "Dialoglnput" и стилям: 

dialoginput.0=Courier New,RUSSIAN_CHARSET 

dialoginput.l=WingDings,SYMBOL_CHARSET,NEED_CONVERTED 

dialoginput.2=Symbol,SYMBOL_CHARSET,NEED_CONVERTED

dialoginput.italic.0=Courier New Italic,RUSSIAN_CHARSET

# И так далее

#

# По три сопоставления имени "Serif" и стилям: 

serif.0=Times New Roman,RUSSIAN_CHARSET 

serif.l=WingDings,SYMBOL_CHARSET,NEED_CONVERTED 

serif.2=Symbol,SYMBOL_CHARSET,NEED_CONVERTED

serif.italic.0=Times New Roman Italic,RUSSIAN_CHARSET

# И так далее

# Прочие логические имена

sansserif. CMArial,RUSSIAN_CHARSET

sansserif.l=WingDings,SVMBOL_CHARSET,NEED_CONVERTED

sansserif.2=Symbol,SYMBOL_CHARSET,NEED_CONVERTED

sansserif.italic. 0=Arial Italic,ROSSIAN_CHARSET

# И так далее

#

monospaced.0=Courier New,RUSSIAN_CHARSET 

monospaced.l=WingDings,SYMBOL_CHARSET,NEED_CONVERTED 

monospaced.2=Symbol,SYMBOL_CHARSET,NEED_CONVERTED

monospaced.italic.0=Courier New Italic,RUSSIAN_CHARSET

# И так далее

# Default font definition

#

default.char=2751

# for backword compatibility

# Старые логические имена версии JDK 1.0 

timesroman.0=Times New Roman,RUSSIAN_CHARSET 

helvetica.0=Arial,RUSSIAN_CHARSET 

courier.0=Courier New,RUSSIAN_CHARSET 

zapfdingbats.0=WingDings,SYMBOL_CHARSET

# font filenames for reduced initialization time

# Файлы со шрифтами

filename.Arial=ARIAL.TTF

filename.Arial_Bold=ARIALBD.TTF

filename.Arial_Italic=ARIALI.TTF

filename.Arial_Bold_Italic=ARIALBI.TTF

filename.Courier_New=COUR.TTF

filename.Courier_New_Bold=COURBD.TTF

filename.Courier_New_Italic=COURI.TTF

filename.Courier_New_Bold_Italic=COURBI.TTF

filename.Times_New_Roman=TIMES.TTF

filename.Times_New_Roman_Bold=TlMESBD.TTF

filename.Times_New_Roman_Italic=TIMES3.TTF

filename.Times_New_Roman_Bold Italic=TIMESBI.TTF

filename.WingDings=WINGDING.TTF

filename.Symbol=SYMBOl.TTF

# name aliases

# Псевдонимы логических имен закомментированы

# alias.timesroman=serif

# alias.helvetica=sansserif

# alias.courier=monospaced

# Static FontCharset info

#

# Классы преобразования символов в байты

fontcharset.dialog.0=sun.io.CharToByteCP1251

fontcharset.dialog.l=sun.awt.windows.CharToByteWingDings

fontcharset.dialog.2=sun.awt.CharToByteSymbol

fontcharset.dialoginput.0=sun.io.CharToByteCP1251

fontcharset.dialoginput.l=sun.awt.windows.CharToByteWingDings

fontcharset.dialoginput.2=sun.awt.CharToByteSymbol

fontcharset.serif.0=sun.io.CharToByteCP1251

fontcharset.serif.l=sun.awt.windows.CharToByteWingDings

fontcharset.serif.2=sun.awt.CharToByteSymbol

fontcharset.sansserif.0=sun.io.CharToByteCP1251

fontcharset.sansserif.l=sun.awt.windows.CharToByteWingDings

fontcharset.sansserif.2=sun.awt.CharToByteSymbol

fontcharset.monospaced.0=sun.io.CharToByteCP1251

fontcharset.monospaced.l=sun.awt.windows.CharToByteWingDings

fontcharset.monospaced.2=sun.awt.CharToByteSymbol

# Exclusion Range info

#

# He просматривать в этом шрифте указанные диапазоны 

exclusion.dialog.0=0100-0400,0460-ffff 

exclusion.dialoginput.0=0100-0400, 0460-ffff 

exclusion.serif.0=0100-0400,04 60-ffff 

exclusion.sansserif.0=0100-0400, 0460-ffff 

exclusion.monospaced.0=0100-0400,0460-ffff 

# charset for text input 

#

# Вводимые байтовые символы кодируются в кириллический диапазон

# кодировки Unicode 

inputtextcharset=RUSSIAN_CHARSET

Большая часть этого файла занята сопоставлениями логических и физических имен. Вы видите, что под номером 0:

  • логическому имени "Dialog" сопоставлено имя семейства Arial; 
  • логическому имени "Dialoginput" сопоставлено имя семейства Courier New; 
  • логическому имени "Serif" сопоставлено имя семейства Times New Roman; 
  • логическому имени "Sansserif" сопоставлено имя семейства Arial; 
  • логическому имени "Monospaced" сопоставлено имя семейства Courier New.

Там, где указан стиль: dialog.italic, dialog.bold и т.д., подставлен соответствующий физический шрифт.

В строках листинга 9.1, начинающихся со слова filename, указаны файлы с соответствующими физическими шрифтами, например:

filename.Arial=ARIAL.TTF

Эти строки необязательны, но они ускоряют поиск файлов со шрифтами. Теперь посмотрите на последние строки листинга 9.1. Строка

exclusion.dialog.0=0100-0400, 0460-ffff

означает, что в шрифте, сопоставленном логическому имени "Dialog" под номером 0, а именно, Arial, не станут отыскиваться начертания (glyphs) символов с кодами в диапазонах '\u0100' —'\u0400' и '\u0460' —'\uFFFF'. Они будут взяты из шрифта, сопоставленного этому имени под номером 1, а именно, WingDings.

То же самое будет происходить, если нужные начертания не найдены в шрифте, сопоставленному логическому имени под номером 0. Не все файлы со шрифтами Unicode содержат начертания (glyphs) всех символов.

Если нужные начертания не найдены и в сопоставлении 1 (в данном примере в шрифте WingDings), они будут отыскиваться в сопоставлении 2 (т. е. в шрифте Symbol) и т. д. Подобных сопоставлений можно написать сколько угодно.

Таким образом, каждому логическому имени шрифта можно сопоставить разные диапазоны различных реальных шрифтов, а также застраховаться от отсутствия начертаний некоторых символов в шрифтах Unicode.

Все сопоставления под номерами 0, 1, 2, 3, 4 следует повторить для всех стилей: bold, italic, bolditalic.

Если в графической системе используются шрифты Unicode, как, например, в MS Windows NT/2000, то больше ни о чем беспокоиться не надо.

Если же графическая система использует байтовые ASCII-шрифты как, например, MS Windows 95/98/ME, то следует позаботиться об их правильной перекодировке в Unicode и обратно.

Для этого на платформе MS Windows используются константы Win32 API RUSSIAN_CHARSET, SYMBOL_CHARSET, ANSI_CHARSET, OEM_CHARSET И др., показывающие , какую кодовую таблицу использовать при перекодировке, так же, как это отмечалось в главе 5 при создании строки из массива байтов.

Если логическим именам сопоставлены байтовые ASCII-шрифты (в примере это шрифты WingDings и Symbol), то необходимость перекодировки отмечается константой NEED_CONVERTED.

Перекодировкой занимаются методы специальных классов charToByteCP1251, TiarToByteWingDings, CharToByteSyrnbol. Они указываются для каждого сопоставления имен в строках, начинающихся со слова fontcharset. Эти строки обязательны для всех шрифтов, помеченных константой NEED_CONVERTED.

В последней строке файла указана кодовая страница для перекодировки в Unicode символов, вводимых в поля ввода:

inputtextcharset = RUSSIAN_CHARSET

Эта запись задает кодовую таблицу СР1251.

Итак, собираясь выводить строку str в графический контекст методом drawstring о, мы создаем текущий шрифт конструктором класса Font, указывая в нем логическое имя шрифта, например, "Serif". Исполняющая система Java отыскивает в файле font.properties, соответствующем локальному языку, сопоставленный этому логическому имени физический шрифт операционной системы, например, Times New Roman. Если это Unicode-шрифт, то из него извлекаются начертания символов строки str по их кодировке Unicode и отображаются в графический контекст. Если это байтовый ASCII-шрифт, то строка str предварительно перекодируется в массив байтов методами класса, указанного в одной из строк fontcharset, например, CharToByteCP1251.

Хорошие примеры файлов font.properties.ru собраны на странице Сергея Астахова, указанной во введении.

Обсуждение этих вопросов и примеры файлов font.properties для X Window System даны в документации SUN J2SDK в файле docs/guide/intl /fontprop.html.

Завершая обсуждение логических и физических имен шрифтов, следует сказать, что в JDK 1.0 использовались логические имена "Helvetica", "TimesRoman", "Courier", замененные В JDK 1.1 НЗ "SansSerif", "Serif", "Monospaced", соответственно, из лицензионных соображений. Старые имена остались в файлах font.properties для совместимости.

При выводе строки в окно приложения очень часто возникает необходимость расположить ее определенным образом относительно других элементов изображения: центрировать, вывести над или под другим графическим объектом. Для этого надо знать метрику строки: ее высоту и ширину. Для измерения размеров отдельных символов и строки в целом разработан класс FontMetrics.

В Java 2D класс FontMetrics заменен классом TextLayout. Его мы рассмотрим в конце этой главы, а сейчас выясним, какую пользу можно извлечь из методов класса FontMetrics.