--------------------------------------------------------
PART1: ADD AX,BX ;Добавить к длине буфера
Метка ОпКод Операнды Комментарий
--------------------------------------------------------
Фиг. 2.8 Синтаксис языка ассемблера
Единственная обязательная часть команды языка ассемблера - ОпКод (сокращение от Операционный КОД). Программисты иногда называют машинные команды кодами операций. Операционный код в утверждении языка ассемблера определяет, какую операцию должен будет выполнить процессор, в нашем примере - операцию сложения (по английски - add - прим. переводчика).
Поле операндов содержит дополнительную информацию о команде, например, какие значения участвуют в операции. Поле операндов определяется операционным кодом. Каждому коду операции должно соответствовать определенное число операндов. Для команды ADD требуется два операнда; операция перемены знака (NEG) обходится лишь одним, а для некоторых команд, например, команды десятичной коррекции DAA, операнды не нужны. В главе 4 описаны эти команды и их операнды.
Метка и комментарий необязательны в команде. Поле метки позволяет обозначить какое-либо конкретное место в памяти компьютера. Собственный адрес имеется у любого участка памяти, но выделить адрес какой либо команды трудно, если вообще возможно. Метка позволяет идентифицировать определенное место в памяти заданным программистом именем. Говоря технически, поле метки содержит символический указатель расположения команды. Если мы хотим обратиться к этой команде позднее, то мы делаем это через символьное имя и нам не требуется указывать абсолютное расположение данной инструкции. Использование меток - одна из причин предпочтительности языка ассемблера перед машинным языком. Превращением же символических имен в реальные адреса ведает ассемблер.Поле комментариев служит для удобства программиста. Программист может использовать это поле для сообщения дополнительной информации о команде. Комментарий не обязательно жестко связан с командой. Вы можете отвести под комментарий целую строку, поставив в ее начале символ ";". Это позволяет программисту включить в листинг ассемблера блок собственной информации, к примеру, описание используемого алгоритма.
У каждого есть собственное представление о том, как следует комментировать программы, и вы наверняка тоже скоро выработаете свое. Как правило, вы будете пытаться включать в них информацию, которая относится непосредственно к решаемой проблеме. В приведенном примере было бы бессмысленно комментировать команду чем-нибудь вроде "сложить AX и BX". Это не более, чем повторение операционного кода и операндов (разве что в переводе с английского - прим.переводчика). Если уж вы намерены связаться с комментариями, то делайте их достойными труда их написания и чтения.