Как вы уже знаете, тип переменной определяет набор значений, которые она может хранить, а также набор операций, которые можно выполнять над этой переменной. Например, над значением переменной типа int ваша программа может выполнять сложение, вычитание, умножение и деление. С другой стороны, использование оператора плюс для сложения двух строк лишено всякого смысла. Когда вы определяете в своей программе класс, то по существу вы определяете новый тип. А если так, C++ позволяет вам определить операции, соответствующие этому новому типу.

Перегрузка оператора состоит в изменении смысла оператора (например, оператора плюс (+), который обычно в C++ используется для сложения) при использовании его с определенным классом. В данном уроке вы определите классstring и перегрузите операторы плюс и минус. Для объектов типаstring оператор плюс будет добавлять указанные символы к текущему содержимому строки. Подобным образом оператор минус будет удалять каждое вхождение указанного символа из строки. К концу данного урока вы изучите следующие основные концепции:

  • Вы перегружаете операторы для улучшения удобочитаемости ваших программ, но перегружать операторы следует только в том случае, если это упрощает понимание вашей программы.
  • Для перегрузки операторов программы используют ключевое слово C++ operator.
  • Переопределяя оператор, вы указываете функцию, которую C++ вызывает каждый раз, когда класс использует перегруженный оператор. Эта функция, в свою очередь, выполняет соответствующую операцию.
  • Если ваша программа перегружает оператор для определенного класса, то смысл этого оператора изменяется только для указанного класса, оставшаяся часть программы будет продолжать использовать этот оператор для выполнения его стандартных операций.
  • C++ позволяет перегружать большинство операторов, за исключением четырех, перечисленных в таблице 24, которые программы не могут перегружать.

Перегрузка операторов может упростить наиболее общие операции класса и улучшить читаемость программы. Найдите время для эксперимента спрограммами, представленными в этом уроке, и вы обнаружите, что перегрузка операторов выполняется очень просто.

ПЕРЕГРУЗКА ОПЕРАТОРОВ ПЛЮС И МИНУС

Когда вы перегружаете оператор для какого-либо класса, то смысл данного оператора не изменяется для переменных других типов. Например, если вы перегружаете оператор плюс для классаstring, то смысл этого оператора не изменяется, если необходимо сложить два числа. Когда компилятор С++ встречает в программе оператор, то на основании типа переменной он определяет ту операцию, которая должна быть выполнена.

Ниже приведено определение класса, создающее классstring. Этот класс содержит один элемент данных, который представляет собой собственно символьную строку. Кроме того, этот класс содержит несколько различных методов и пока не определяет каких-либо операторов:

class string

{
public:
   string(char *); // Конструктор
   void str_append(char *);
   void chr_minus(char);
   void show_string(void);
private:
   char data[256] ;
};

Как видите, класс определяет функциюstr_append, которая добавляет указанные символы к содержимому строки класса. Аналогичным образом функцияchr_minus - удаляет каждое вхождение указанного символа из строки класса. Следующая программа STRCLASS.CPP использует классstring для создания двух объектов символьных строк и манипулирования ими.

#include  

#include

class string

{
public:
   string(char *); // Конструктор
   void str_append(char *);
   void chr_minus(char);
   void show_string(void);
private:
   char data[256] ;
};

string::string(char *str)

{
   strcpy(data, str);
}

void string::str_append(char *str)

{
   strcat(data, str);
}

void string::chr_minus(char letter)

{
   char temp[256] ;
   int i, j;
   for (i = 0, j = 0; data[i]; i++) // Эту букву необходимо удалить?
   if (data[i] != letter) // Если нет, присвоить ее temp
   temp[j++] = data[i];
   temp[j] = NULL; // Конец temp
// Копировать содержимое temp обратно в data
   strcpy(data, temp);
}

void string::show_string(void)

{
   cout << data << endl;
}

void main(void)

{
   string title( "Учимся программировать на языке C++");
   string lesson("Перегрузка операторов");
   title.show_string() ;
   title.str_append(" я учусь!");
   itle.show_string();
   lesson.show_string();
   lesson.chr_minus('p') ;
   lesson.show_string();
   }

Как видите, программа использует функциюstr_append для добавления символов к строковой переменнойtitle. Программа также использует функциюchr_minus для удаления каждой буквы "р" из символьной строкиlesson. В данном случае программа использует вызовы функции для выполнения этих операций. Однако, используя перегрузку операторов, программа может выполнять идентичные операции с помощью операторов плюс (+) и минус (-).

При перегрузке оператора используйте ключевое слово C++ operator вместе с прототипом и определением функции, чтобы сообщить компилятору C++, что класс будет использовать этот метод как оператор. Например, следующее определение класса использует ключевое словоoperator, чтобы назначить операторы плюс и минус функциямstr_append иchr_minus внутри классаstring:

class string

{
public:
   string(char *); // Конструктор
   void operator +(char *);
   void operator -(char); —————Определение операторов класса void show_string(void);
private:
   char data[256];
};

Как видите, класс перегружает операторы плюс и минус. Как уже упоминалось, когда класс перегружает оператор, он должен указать функцию, которая реализует операцию, соответствующую этому оператору. В случае оператора плюс определение такой функции становится следующим:

void string::operator +(char *str)

{
   strcat(data, str);
}

Как видите, определение этой функции не содержит имени, поскольку здесь определяется перегруженный оператор класса. Для перегрузки оператора плюс программа не изменила обработку, которая осуществляется внутри функции (код этой функции идентичен коду предыдущей функции str_append). Вместо этого программа просто заменила имя функции ключевым словомoperators соответствующим оператором. Следующая программа OPOVERLD.CPP иллюстрирует использование перегружаемых операторов плюс и минус:

#include  

#include

class string

{
public:
   string(char *); // Конструктор
   void operator +(char *);
   void operator -(char);
   void show_string(void);
private;
   char data[256] ;
};

string::string(char *str)

{
   strcpy(data, str);
}

void string::operator +(char *str)

{
   strcat(data, str);
}

void string::operator -(char letter)

{
   char temp[256] ;
   int i, j;
   for (i = 0, j = 0; data[i]; i++) if (data[il 1= letter) temp[j++] = data[i];
   temp[j] = NULL;
   strcpy(data, temp);
}

void string::show_string(void)

{
   cout << data << endl;
}

void main(void)

{
   string title( "Учимся программировать на C++");
   string lesson("Перегрузка операторов");
   title.show_string();
   title + " я учусь!";
   title.show_string() ;
   lesson.show_string();
   lesson - 'P';
   lesson.show_string();
}

Как видите, программа использует перегруженные операторы:

title + " я учусь!"; // Добавить текст" я учусь!"

lesson - 'р'; // Удалить букву 'р'

В данном случае синтаксис оператора законен, но немного непривычен. Обычно вы используете оператор плюс в выражении, которое возвращает результат, например, как в оператореsome_str = title + "текст ";. Когда вы определяете оператор, C++ предоставляет вам полную свободу в отношении поведения оператора. Однако, как вы помните, ваша цель при перегрузкеоператоров состоит в том, чтобы упростить понимание ваших программ. Поэтому следующая программа STR_OVER.CPP немного изменяет предыдущую программу, чтобы позволить ей выполнять операции над переменными типаstring, используя синтаксис, который более согласуется со стандартными операторами присваивания:

#include  

#include

class string

{
public:
   string(char *); // Конструктор
   char * operator +(char *) ;
   char * operator -(char);
   void show_string(void);
private:
   char data[256] ;
} ;

string::string(char *str)

{
   strcpy(data, str);
}

char * string::operator +(char *str)

{
   return(strcat(data, str));
}

char * string::operator -(char letter)

{
   char temp[256];
   int i, j;
   for (i = 0, j = 0; data[i]; i++) if (data[i] 1= letter) temp[j++] = data[i];
   temp[j] = NULL;
   return(strcpy(data, temp));
}

void string::show_string(void)

{
   cout << data << endl;
}

void main(void)

{
   string title("Учимся программировать на C++");
   string lesson("Перегрузка операторов");
   title.show_string();
   title = title + " я учусь";
   title.show_string() ;
   lesson.show_string();
   lesson = lesson - '?';
   lesson.show_string();
}

Изменив перегруженные операторы плюс и минус таким образом, чтобы они возвращали указатель на символьную строку, программа может теперь использовать эти операторы в привычном для оператора присваивания виде:

title = title + " учимся программировать!";

lesson = lesson - 'р';

Второй пример

При создании ваших собственных типов данных с помощью классов наиболее общей операцией будет проверка, являются ли два объекта одинаковыми. Используя перегрузку, ваши программы могут перегрузить операторы равенства (==), неравенства (!=) или другие операторы сравнения. Следующая программа COMP_STR.CPP добавляет новый оператор в классstring, который проверяет, равны ли два объектаstring. Используя перегрузку операторов, ваши программы могут проверять, содержат ли строковые объекты одинаковые строки, как показано ниже:

if (some_string == another_string)

Ниже приведена реализация программы COMP_STR.CPP:

#include  

#include

class string

{
public:
   string(char *); // конструктор
   char * operator +(char *);
   char * operator -(char);
   int operator ==(string);
   void show_string(void);
private:
   char data[256];
};

string::string(char *str)

{
   strcpy(data, str);
}

char * string::operator +(char *str)

{
   return(strcat(data, str));
}

char * string::operator -(char letter)

{
   char temp[256];
   int i, j;
   for (i = 0, j = 0; data[i]; i++) if (data[i] 1= letter) temp[j++] = data[i];
   temp[j] = NULL;
   return(strcpy(data, temp));
}

int string::operator ==(string str)

{
   int i;
   for (i = 0; data[i] == str.data[i]; i++)
   if ((data[i] == NULL) && (str.data[i] == NULL)) return(1); // Равно
   return (0); //He равно
}

void string::show_string(void)

{
   cout << data << endl;
}

void main(void)

{
   string title( "Учимся программировать на C++");
   string lesson("Перегрузка операторов");
   string str( "Учимся программировать на C++");
   if (title == lesson) cout << "title и lesson равны"<< endl;
   if (str == lesson) cout << "str и lesson равны"<< endl;
   if (title == str) cout << "title и str равны"<< endl;
}

Как видите, перегружая операторы подобным образом, вы упрощаете понимание ваших программ.

ОПЕРАТОРЫ, КОТОРЫЕ Вbl HE МОЖЕТЕ ПЕРЕГРУЗИТЬ

В общем случае ваши программы могут перегрузить почти все операторы С++. В табл. 24 перечислены операторы, которые C++ не позволяет перегружать.

Таблица 24. Операторы C++, которые ваши программы не могут перегрузить.

Оператор

 

Назначение

Пример

. Выбор элемента object.member
.* Указатель на элемент object.*member
:: Разрешение области видимости classname::member

?:

Условный оператор сравнения

с = (а > b) ? а : b;

ЧТО ВАМ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

Перегрузка операторов — это возможность назначать новый смысл операторам при использовании их с определенным классом. Используя перегрузку операторов, вы можете повысить удобочитаемость ваших программ и облегчить их понимание, выражая операции класса более понятным образом. Из урока 25 вы узнаете, как разделить данные между объектами с помощью элементаstatic и как использовать методы класса, когда никакие объекты класса не объявляются. До изучения урока 25 убедитесь, что вы освоили следующее:

    1. Чтобы перегрузить оператор, вы должны определить класс, которому оператор будет назначен.
    2. Когда вы перегружаете оператор, перегрузка действует только для класса, в котором он определяется. Если программа использует оператор с неклассовыми переменными (например, переменными типа int илиfloat), используется стандартное определение оператора.
    3. Чтобы перегрузить оператор класса, используйте ключевое слово C++ operator для определения метода класса, который C++ вызывает каждый раз, когда переменная класса использует оператор.
    4. C++ не позволяет вашим программам перегружать оператор выбора элемента (.), оператор указателя на элемент (.*), оператор разрешения области видимости (::) и условный оператор сравнения (?:).